terci_spy wrote in fiberopt_miller

Categories:

Currency genesis. Ордерная теория происхождения денег

Пять лет прошло с первой публикации, хорошее время переписать, уточнить.

Итак, в науке (что бы ни понимать под этим словом, особенно применительно к экономике) приняты две основные ... версии, скажем так:

1. Товарная.

Авторство определяют «классической» политической экономии, с венцом в виде    К.Маркса, считавшей  драг. металлы таким же товаром, как все остальное, но постепенно, в ходе собственно торговли, из-за подходящих физических свойств, ставших деньгами  «в ходе эволюции  товарных отношений и рыночного хозяйства».

То есть, сидел себе на базаре сеятель с пшеницей, ему нужны ножи, серпы и мясо. Сидел пастух с овцами, ему нужны ножи и хлеб. Сидел кузнец с ножами, он просто хотел кушать. Еще сидели гончар, кожемяка и прочие ремесленники.

А еще надо себе представить, согласно великому учению, как рядом с ними сидел владелец золота, который хотел всего остального. И ему надо было найти среди ремесленников и тружеников сельского хозяйства хоть кого-нибудь, кому бы понадобилось его золото.

И что вы думаете! Таки нашелся ювелир. Еще немножко взял златокузнец, скифы любили всякие золотые висюльки на лошадях. И все. Как-то очень мало и редко меняли что-то на золото, чтобы у владельца золотого рудника были и ножи, и кожаные ризы, и шелковые сорочки, и мед с пивом по усам текло.

Слишком редко кому на рынке требовалось золото не как деньги, а как для чего-нибудь нужная в хозяйстве вещь. Нет оборота — нет эволюции. 

2. Рационалистический подход

Помимо общей превосходящей сообразительности, Аристотель был еще и тупо ближе ко времени событий, поэтому картинка натурального обмена чего-либо на золото-не-деньги ему в голову не приходила.

Как человек рациональный, 

Аристотель считал стоимость субъективной, зависящей от полезности  товара. Обмен покоится на потребностях людей. Когда обмен справедлив, он  покоится на равенстве потребностей, а не на издержках в смысле в смысле  затрат труда.

 [Гэлбрейт Дж. История экономической науки: прошлое как  настоящее. - М., 1989. С. 57.]

... и вообще каких-либо издержках, — уточним мы и Гэлбрейта, и Аристотеля. Это высокое искусство — свернуть убыточный проект, в который уже вложено очень много издержек.

Но деньги, деньги, мы здесь об эквиваленте, а не о его мере.

Как правильный учитель Александра Македонского, Аристотель учил, что роль золота в мировой экономике определяет царский указ.

В основу рассуждений положена такая очевидная вещь, как разделение труда. Кто-то пахарь, кто-то кузнец. Попытка самому сделать для себя все ни к чему не приведет.

Стало быть, нужен обмен, а для обмена нужен эквивалент. Все правильно. Но как этот эквивалент получается?

очевидное удобство будет побуждать людей выбрать, путем неявного  соглашения или посредством законодательного акта, какой-либо один товар в  качестве средства обращения

«Неявное соглашение» явно не отвечает на вопрос «как» и больше напоминает «эволюцию», чем «соглашение».  Поэтому остается казивка, царская, или кого-то «неявного».

Идея представляется здравой, но только на фоне современной декретации фиатных валют, именно что только представляется. 

А если смоделировать ситуацию «до денег», когда (гипотетически) среди предложения на рынке обращалось, в том числе, и какое-то редко кому нужное золото, подобный указ рассматривался бы как источник несправедливого обогащения владельцев золотых рудников. За чей счет? За счет владельцев всего остального. Я бы не стал рассчитывать на их «неявное согласие».

Дошедшие до нас древние казивки устанавливают не золото как таковое в качестве денег, а его меру, его номинал. Речь идет о директивном ценообразовании, а не об учреждении золотого  эквивалента.

3. Довольно критики

Пора представить свой вариант «как всё это было».

Рассмотрим три факта первобытной хозяйственной деятельности.

Все вышеперечисленное является примером натуральной экономики, требующей учета. Автор не настаивает конкретно на этих эпизодах, предоставляя каждому читателю самостоятельно построить модель совместной хозяйственной деятельности группы людей без денег.

Перед заведующим распределительного складского первобытно-общественного комплекса стоит задача унификации и защиты от подделки учетного символа, и другая задача — контроль меры его натурального наполнения, стоимости.

Ракушки, веточки, мельничные жернова — было применено и использовано все, с разным успехом. Вплоть до палочек колхозных трудодней.

Цивилизация развивалась там, где в качестве учетной единицы стали использовать кусочки драгоценных металлов. Македонцы завоевали Грецию и Персию потому, что владели пангейскими рудниками.

Пангейская гора
Пангейская гора

Богатенькие варвары заставили целовать свою туфлю центры мировой цивилизации.

Золотые монеты — универсальная учетная единица, заменившая собой все другие виды ракушек, веточек, складских ордеров (warehouse receipts), расписок, сертификатов, ваучеров, векселей и прочая, и прочая.

Но первоначальный смысл был именно такой, складской ордер, право на получение своей доли общественного продукта.

https://bitnovosti.com/2014/07/16/dengi-i-surrogaty/
https://bitnovosti.com/2014/07/16/dengi-i-surrogaty/

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic